Ковш поясной с ручкой в виде протомы дракона 13 в. Улус Джучи Золото, выколотка, полировка, чеканка, гравировка Поясные чаши - один из характерных атрибутов монгольской всаднической культуры. Предметы из драгоценных металлов - пояса, поясные чаши и кубки, украшения коня, являлись символом суверенитета кочевой знати. В форме ручки и характере орнамента ковша проявилось влияние искусства Китая. Драконы в китайской традиции - символ императорской власти, мудрости, силы, в том числе и мужской силы природы. Борт чаши снаружи украшен лентой со стилизованным волнистым стеблем с пальметтами. Внутри, на дне, обведенный поясом мелких фестонов медальон с гравированным изображением лотоса и растительным орнаментом на точечном фоне. Над медальоном расположена короткая арабская надпись, исполненная зеркально на литературном «тюрки»: «год хиджры из Мекки в Медину пошел шестьсот семнадцатый». Очевидно, был использован готовый текст, перенесенный на донце с какого-то другого предмета. Вероятно, ни заказчик, ни мастер не были авторами текста и едва ли могли его прочесть. Однако, богатый заказчик пожелал украсить чашу подобной надписью: ее характер указывает на среду недавно обращенных в ислам кочевников. Ковш отражает стиль искусства раннечингисовской поры первой трети XIII в. Ковш был найден в Сибири и передан в Кунсткамеру в 1727 г., а затем в Эрмитаж. |
|